назад

ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ОБМЕНА ДАННЫМИ В ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗКАХ В МЕЖДУНАРОДНОМ СООБЩЕНИИ

А.В. Крестинин ГИП БФ ВНИИАС МПС

На Российских железных дорогах осуществлена разработка комплекса многоцелевых информационных технологий, позволяющих обеспечить выполнение коммерческих и эксплуатационных процедур грузовых перевозок на железнодорожном транспорте на основе электронной обработки данных накладной и других документов, сопровождающих выполнение договора перевозки, с использованием электронного обмена данными (ЭОД). Этот комплекс технологий имеет название Автоматизированная информационная система организации перевозки грузов по безбумажной технологии с использованием электронной накладной (АИС ЭДВ).

Основная цель создания системы заключается в упрощении выполнения коммерческих и эксплуатационных (технологических) процедур перевозочного процесса за счет электронизации документооборота и обмена данными между участниками перевозки при оформлении договора перевозки и операций в пути следования, включая переадресовку, перегруз, пересечения границы, перевалку груза. Информатизация этих процедур и операций позволит расширить информационные услуги для клиентов в ходе перевозки и обеспечить выполнение современных транспортных технологий на железных дорогах.

Другой целью является совершенствование базы данных на основе использования электронных документов перевозки (транспортного досье) для разработки и реализации прикладных проектов и задач для сопровождения и управления перевозочным процессом, включая планирование и резервирование перевозки, контроль за выполнением условий перевозки и сроков доставки груза, осуществление расчетов за перевозки и распределение доходов между участниками.

Кроме того, на этой основе должны быть существенно расширены информационные услуги для участников перевозки, экспедиторов, грузовладельцев, экспортеров и импортеров. Возможности системы позволяют решать следующие задачи:

АИС ЭДВ является естественным продолжением работающих информационных систем, обеспечивающих грузовые перевозки, станционные и поездные эксплуатационные процедуры, расчеты за перевозки и распределение доходов (АСОУП, АСУСС, ЕК ИОДВ и др.). АИС ЭДВ непосредственно связана с этими системами на функциональном, технологическом и программном уровнях, практически имеет общую информационную базу и использует одни и те же технические средства.

В идеологии и принципах построения системы использован опыт Европейских и Североамериканских железных дорог и их национальных информационных систем (TOS, TRAIN, FIV и др.), а также международного проекта в рамках МСЖД DOCIMEL и его реализуемой части проекта ORFEUS. При чем опытная эксплуатация АИС ЭДВ и пилотные решения проекта DOCIMEL осуществлялись практически почти одновременно. Иначе говоря, в разработке АИС ЭДВ, наряду с отечественными предпосылками, использован международный опыт.

Система АИС ЭДВ разрабатывалась с учетом рекомендаций ЕЭК ООН и ее четвертой группы по упрощению процедур в торговле, управлении и на транспорте (WP-4) с учетом возможности использования международных стандартов электронного обмена UN/EDIFACT.

В настоящее время основные составляющие программных средств АИС ЭДВ, включающие ПС АРМ ТВК и АСОУП, внедрены на Дальне-Восточной, Забайкальской, Вост-Сибирской, Южно-Уральской, Свердловской, Красноярской, Приволжской и Октябрьской дорогах. Объемы опытных перевозок без сопровождения грузов накладной в пути следования по состоянию на 10.07. 1999г. по дорогам приведены в таблице.

Таблица

Дорога

Количество станций

Количество вагонов в сутки

Южно-Уральская

5

850

Вост-Сибирская

15

320

Забайкальская

2

200

Зап.-Сибирская

8

1050

Красноярская

7

400

ВСЕГО

В соответствии с международным протоколом намерений между МПС РФ и МТ РК осуществляются перевозки грузов с сопровождением ЭДВ с железными дорогами Казахстана на Южно-Уральскую и Свердловскую железные дороги РФ.

В соответствии с протоколом совещания по разработке и внедрению АИС ЭДВ в г.Красноярске 12-15 декабря 1998г. начаты опытные перевозки грузов в прямом сообщении на полигоне дорог восточного региона.

В соответствии с двусторонними соглашениями между РЖД и ВР (Финскими железными дорогами) в рамках международной Программы внедрения транспортных логистических схем для информационного сопровождения перевозок внешнеторговых грузов через Прибалтийский регион с использованием современных средств телематики (ТЭДИМ) осуществляется передача данных накладных на грузы назначением на Финляндию со станций погрузки Российских железных дорог в АСУ Финских железных дорог в структуре ЭДИФАКТ.

Особенно эффективно применение современных информационных технологий при международных перевозках.

Решение поставленной проблемы для международных перевозок возможно при выполнении следующих условий:

  1. Решение юридических вопросов организации электронного обмена данными (ЭОД) между национальными информационными системами железных дорог (НИС).

  2. Информационная и техническая готовность национальных железных дорог к организации ЭОД.

  3. Наличие конкретной договоренности между железными дорогами по техническим вопросам осуществления ЭОД.

По п.1 исходными являются документы, разработанные ЕЭК ООН и ОСЖД.

ЕЭК ООН разработана и принята в сентябре 1995 года Рекомендация 26 "Коммерческое использование соглашений об обмене для электронного обмена данными".

Рекомендация способствует применению соглашений об обмене между участниками коммерческих операций, использующих электронный обмен данными в рамках международных коммерческих сделок.

В ОСЖД Временной рабочей группой по "Безбумажной технологии перевозки грузов в международном сообщении" разработано и на заседании КГД ОСЖД 10.10.95г. утверждено “Типовое соглашение по электронному обмену данными между национальными информационными системами железных дорог ОСЖД при грузовых перевозках”.

Кроме того, на совещании временной рабочей группы (ВРГ) комиссии комитета ОСЖД по "Безбумажной технологии перевозки грузов в международном сообщении" 25-27.08.99г в Киеве специалист Департамента по техническим вопросам МСЖД г-н Фризо Бартстра представил проект Типового соглашения об ЭОД между железными дорогами, разработанный в 1999г. по поручению МСЖД.

На основе перечисленных документов в настоящее время подготовлено и предварительно согласовано для подписания “Соглашение об электронном обмене данными для применения на железнодорожном транспорте при перевозках грузов в международном сообщении” между Российскими и Финскими железными дорогами.

По п.2. ЭОД между НИС железных дорог не является самоцелью, а должен обеспечить решение конкретных технологических задач. Примером реализации конкретных проектов с применением ЭОД в международном сообщении является проект ORFEUS. В этом проекте центральными информационным элементом является сообщение с данными железнодорожной накладной.

Осуществляемые в настоящее время в рамках международной Программы внедрения транспортных логистических схем для информационного сопровождения перевозок внешнеторговых грузов через Прибалтийский регион с использованием современных средств телематики (ТЭДИМ) проектов Российских (РЖД) и Финских (ВР) железных дорог базовым также является сообщение с данными электронной накладной.

Наличие в базе данных актуального транспортного досье на каждую отправку позволяет обеспечить планирование перевозки и контроль за выполнением плана (графика) перемещения каждой единицы груза, конкретно влиять таким образом на реализацию срока доставки и выполнение других условий перевозки. На основе получаемых заявок на конкретные отправки представляется возможным представить информацию по подготовке ресурсов для перевозки и выбора наиболее рациональной технологической схемы перевозки (маршрутизация): маршрутная группа, поезд по жесткому графику и местоположение грузовой отправки вместе с возможностями электронного оформления документов, делает доступной операцию по оперативной коньюнктурной переадресовке груза, что сделает привлекательной перевозку по железной дороге для тех мелких и средних предпринимателей, которые в настоящее время пользуются автомобильным транспортом.

Особо следует отметить, что как проект ORFEUS, так и проекты РЖД с ВР используют при электронном обмене данными стандарты ЭДИФАКТ (EDIFACT).

Примечание : EDIFACT - Electronic Date Interchange for Administration, Commerce and Transport (электронный обмен данными в управлении, торговле и на транспорте).

Таким образом, и в случае участия РЖД в новых международных проектах предлагается предусматривать использование в них сообщения с данными накладной как наиболее информативного и перспективного.

Российские железные дороги практически готовы к участию в международных проектах с применением электронного обмена данными между НИС ж.д. для обмена данными железнодорожной накладной. Разработанной и внедряемой на Российских железных дорогах системой, обеспечивающей такой информацией обмен данными с инодорогами, является Автоматизированная информационная система организации перевозки грузов по безбумажной технологии с использованием электронной накладной (АИС ЭДВ).

По п.3 наличие конкретной договоренности между железными дорогами по техническим вопросам осуществления ЭОД отражается в Технических приложениях к Соглашению об ЭОД. Такая договоренность должна включать как собственно технические вопросы информационного взаимодействия между системами, как каналы связи, протоколы обмена, обеспечение надежности обмена и т.п., так и стандарты по структурам информационных сообщений и кодированию в них реквизитов. В качестве стандарта для информационных сообщений следует использовать стандарт ЭДИФАКТ, на основе которого и разрабатывать конкретные руководства по применению сообщений.

Если в настоящее время можно говорить о некотором практическом опыте работы с МГО на дорожном уровне, то об опыте работы в реальном времени с данными об отправках грузов на сетевом уровне говорить пока не приходится.

Прежде всего, функциями сетевого уровня должно быть обеспечение национальных перевозок в прямом сообщении, а также в международном сообщении, включая обеспечение информационного взаимодействия с инодорогами, портами, таможенными органами и другими ведомствами, В настоящее время ведутся работы по организации взаимодействия в реальном времени дорожного и сетевого уровней по информации об отправках грузов. Но к сожалению, эти работы ведутся крайне медленно и нерезультативно, и интенсивность этих работ совершенно не соответствует требованиям времени.

Работа по реализации проектов позволит одновременно с решением конкретных задач накопить опыт применения ЭОД между НИС железных дорог в стандарте UN/EDIFACT.