назад

Аннотация статей опубликованных в журнале «АСИ» №7, 2011 г.

А.В. КУЗНЕЦОВ. Интеграция систем: подходы и решения. – Автоматика, связь, информатика, 2011, №7, с.14-15

Кратко изложены основные достижения и проблемы в области информатизации железнодорожного транспорта. Как одна из наиболее важных проблем названа фрагментарность информатизации, отсутствие полного покрытия всех бизнес-процессов, слабая связь между существующими системами. Сделан вывод о необходимости перехода к принципиально новому этапу информатизации – от разработки систем, автоматизирующих отдельные функции, задачи, к созданию единого информационного пространства железных дорог России.

Приведены определение единого информационного пространства и основные требования к нему. Рассматриваются пути создания единого информационного пространства. В качестве основного направления предлагается интеграция существующих автоматизированных систем с расширением совокупной функциональности для полного охвата бизнес-процессов на железных дорогах.

В заключение рассмотрены первые шаги в деле практического создания единого информационного пространства на основании интеграции и развития существующих систем. Описан проект создание единого информационного пространства пригородных железнодорожных перевозок (АСУ «Пригород») и два проекта, закладывающих основу сервисов для всех систем, входящих в единое информационное пространство. Один будет обеспечивать все системы информацией о местонахождении подвижного состава, другой – геоинформационными данными обо всех объектах железных дорог. Реализация проектов начата в 2010 г.

Г.Н. БАВРИН. Проблемы формирования единого информационного пространства. - Автоматика, связь, информатика, 2011, №7, с.16-17

Описываются основные достижения в информационных технологиях, позволяющие ставить вопрос о формировании единого информационного пространства, а также проблемы, которые можно решить только путем его создания.

Единое информационное пространство рассматривается как единая информационная система (АСУ ЖТ). Показаны основные черты, которые должны быть присущи этой системе. Приведены задачи, которые предстоит решить при создании единого информационного пространства, состав перспективной АСУ ЖТ, принципы её создания.

Н.В. ЩЕРБАКОВА. Проектирование базы данных перевозочного процесса: от поездной модели до полнообъектной. – Автоматика, связь, информатика, 2011, №7, с.20-21

Сообщается об истории создания и деятельности отдела ведения баз данных ПКТБ ЦКИ. Описываются работы отдела по совершенствованию АСОУП и ее информационного обеспечения, модификации базы данных. Кратко описаны разработанные отделом модели дорог. Приводится вклад отдела в создание АСОУП-2 и ее дорожно-сетевой базы данных, представляющей собой динамическую модель перевозочного процесса сети железных дорог России.

А.В. КРЕСТИНИН, Д.В. ГРИБАНОВ. Разработка эффективных прикладных программных комплексов. – Автоматика, связь, информатика, 2011, №7, с. 22-23, ил. 1

Приведены цели, задачи и наиболее важные разработки отдела прикладных программных средств и транспортной логистики ПКТБ ЦКИ. Рассмотрены цели создания базы данных и приложений, ориентированных на так называемое транспортное досье перевозки. На его основе построена Автоматизированная информационная система организации перевозок по безбумажной технологии с использованием электронной накладной (АИС ЭДВ).

Г.Н. БАВРИН, В.Н. ЯКИМЕЦ. Автоматизированная система управления перевозками на DB2. – Автоматика, связь, информатика, 2011, №7, с. 24-26, ил.2

Рассказывается об основной автоматизированной системе, отвечающей за обеспечение грузовых перевозок по железным дорогам – автоматизированной системе оперативного управления перевозками (АСОУП-2). Сообщается о причинах недостаточной сходимости данных, получаемых от различных автоматизированных систем. Сделан вывод о необходимости создания единой базы данных перевозочного процесса.

Изложена концепция построения базы данных АСОУП-2, как интеграционной информационной среды всех систем перевозочного процесса. Принципиальное ее отличие от существующей системы функционирования разработок, связанных с перевозочным процессом, состоит в том, что если информация необходима для решения более чем одной задачи, она должна быть помещена в БД АСОУП-2. При таком построении нет необходимости различным системам стыковаться между собой и организовывать свои правила обмена. База данных АСОУП-2 станет эталоном (первичной базой данных) по всем эксплуатационным показателям. Показаны принципы построения Единой дорожно-сетевой базы данных перевозочного процесса, а так же перечисляются основные задачи по её построению на базе АСОУП-2.

В.Н. ОДИНЦОВ, Т.Б. ПРИЛИПКО В.Н. КОРОТКОВ. Эволюция оперативных дислокационных моделей локомотивов и локомотивных бригад.– Автоматика, связь, информатика, 2011, №7, с.27-29, ил.1

Рассмотрена оперативная дислокационная модель локомотивов (ОКДЛ – Оперативный контроль дислокации грузовых локомотивов и организация подвода их на техническое обслуживание). Указаны цели создания этой модели, решаемые ей задачи, ее место в АСОУП. Приведена история создания модели и перечислены ее основатели. Кратко описаны основные прикладные задачи на основе дорожно-сетевой локомотивной модели.

А.Г. ТРЕГУБОВ. Совершенствование отраслевой системы классификации и кодирования. – Автоматика, связь, информатика, 2011, №7, с.34-35, ил.3

Описывается история, решаемые задачи, достижения и особенности современного ведения фонда алгоритмов и программ, систем классификации и кодирования (ФАП СКК) ПКТБ ЦКИ ОАО «РЖД».

К.А. ПЕТРОВ. Методологические аспекты проектирования информационных систем. – Автоматика, связь, информатика, 2011, №7, с.36-38

Изложены методологические проблемы создания крупномасштабной интегрированной информационной системы, обеспечивающей формирование единого информационного пространства ОАО «РЖД». Для реализации этой задачи необходимо как адекватное описание макрообъекта проектирования (задача внешнего проектирования), так и построение полных и непротиворечивых функциональных моделей конкретных информационных систем (задача внутреннего проектирования).

Решение этих задач невозможно без реализации научно обоснованной методологии к проектированию, основу которой составляют принципы построения информационных систем, определение цели и задач проектируемой системы, а также критериев и показателей качества информационных систем.

Э.Ю. КЛИМЕНКО, И.В. ГУСТОМЯСОВ. Информационное взаимодействие на базе сервис-ориентированной архитектуры. – Автоматика, связь, информатика, 2011, №7, с. 38-40, ил. 2

Сформулированы принципы сервис-ориентированной архитектуры, рассмотрен вопрос о том, что может дать использование этих принципов для развития сферы информатизации железнодорожного транспорта России, в частности, для создания единого информационного пространства. Отмечены достижения в области использования сервис-ориентированной архитектуры, указаны предпосылки, созданные для её широкого распространения.

Э.Ю. КЛИМЕНКО, А.О. ПОПОВ, С.В. ЧИЧЕРИН. Организационная структура портфельного управления. – Автоматика, связь, информатика, 2011, №7, 40-45, ил. 2

Для эффективного использования подходов портфельного управления в современных предприятиях необходима трансформация традиционных организационных структур в новые структуры управления, обеспечивающие возможность эффективного сочетания операционной деятельности и ведения инновационных проектов, реализующих перспективные задачи предприятия.

Традиционные формы организаций и способы управления или быстро становятся устаревшими. Жесткие функциональные подходы к управлению больше не могут справиться с потоком вновь возникающих требований. Взять под контроль поток требуемых изменений дает портфельное и процессное управление, внедряемое в сочетании с необходимыми организационными изменениями.

Рассмотрены методы структурирования портфелей проектов, а также их различные виды. Рассматриваются организационные структуры портфельного управления. Отмечается, что более эффективными являются матричные структуры управления.

В.О. БАЙБАКОВ. Опыт нормоконтроля. – Автоматика, связь, информатика, 2011, №7, с. 46-48

Описывается опыт нормоконтроля технической документации на автоматизированные системы, разработанные по проекту РЖД «Оптимизация управления перевозочным процессом на основе экономических критериев». Анализируются причины неудовлетворительного исходного состояния документации. Обосновывается необходимость и целесообразность разработки качественной технической документации на автоматизированные системы, а также строгого выполнения при этом отраслевых стандартов (ОРММ).

Номер журнала Автоматика, связь, информатика:
http://asi-rzd.ru/jornal/arhiv_nomerov/7_11