назад

АСУ «ГРУЗОВОЙ ЭКСПРЕСС» ИНФОРМИРОВАНИЕ, ПРОГНОЗ, УПРАВЛЕНИЕ

Д.И. Булахов, заведующий отделом Барыбинского филиала Российского научно-исследовательского проектно-конструкторского института автоматизации, сигнализации и связи (ВНИИАС)
В.А. Никандров, генеральный директор Центра информационных технологий транспорта
В.Б. Положишников, заведующий отделением ВНИИАСА

Основная цель автоматизированной системы «Грузовой экспресс» - развязка узловых проблем организации перевозок на всех этапах: от планирования и оперативного контроля за продвижением грузов до решения вопросов с представителями смежных видов транспорта и грузополучателями. Для этого в системе реализованы функции оперативного сбора и анализа информации о перевозочном процессе, долгосрочного прогнозирования ситуаций на маршруте движения и в пунктах выгрузки, имитационного моделирования для предварительной оценки принимаемых управляющих решений. В публикуемой статье рассматриваются основные функциональные составляющие АСУ «Грузовой экспресс».

На этапе планирования перевозки помимо оценки погрузки в адрес портов и пограничных переходов предусмотрена возможность прогнозирования подхода к ним вагонов под выгрузку, реализованного на основе использования сведений оперативной дорожно-сетевой базы с данными о состоянии и дислокации вагонов, базы заявок на перевозку и статистических хранилищ, созданных для оценки времени движения грузов до пунктов выгрузки. На рабочих местах специалистов Центра фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД», дорожных центров фирменного транспортного обслуживания и линейных подразделений в регионах погрузки и выгрузки в графическом и табличном виде можно получить смоделированную ситуацию посуточного подвода грузов на станцию назначения.


В качестве примера рассмотрим прогноз прибытия грузов на станцию Новороссийск (рис. 1). Каждый столбец графика определяет количество вагонов, прибытие которых ожидается в указанные по горизонтальной оси сутки. При этом он разбивается на несколько частей, которые показывают вагоны, находящиеся в движении к пункту назначения, в «брошенных» поездах на маршруте к пункту назначения, а также вагоны, включенные в планы погрузки в адрес Новороссийска по согласованным и еще не согласованным заявкам. Такое моделирование позволяет более мотивированно вводить конвенционные запрещения и ограничения и оценивать последствия их введения. Следующая функция системы позволяет прогнозировать процесс продвижения каждой отправки груза в пункт назначения с елью обеспечения его своевременной доставки. По факту приема груза к перевозке на станции отправления и после ввода этой информации в систему в базе данных АСУ «Грузовой экспресс» формируется полный прогнозный маршрут следования отправки груза до станции назначения с учетом действующего плана формирования. По маршруту движения размечаются контрольные точки (междорожные стыковые пункты и сортировочные станции) и между ними распределяется срок доставки груза. Таким образом устанавливается контрольное время проследования этих пунктов маршрута. При отклонениях от нормативного маршрута продвижения происходят переразметка контрольных точек и переназначение нормативных времен их проследования. Контроль за продвижением отправок и соблюдением сроков доставки грузов осуществляется на рабочих местах диспетчеров в диспетчерских центрах управления. На экране в режиме реального времени можно посмотреть распределение грузовых отправок по дорогам дислокации с учетом соблюдения сроков доставки в графическом или табличном виде (рис. 2).

 

Зеленым цветом выделяется множество отправок, доставка которых не отклоняется от установленных нормативов. Желтым показаны отправки, по которым наблюдались нарушения при проследовании ими контрольных точек и предполагается нарушение сроков их доставки, красным -отправки с уже нарушенным сроком доставки. Эти данные могут быть представлены в табличном I виде с уточнением дислокации | каждой конкретной отправки в вагоне, в поезде или на точке маршрута (рис.3). Для «желтых» и «красных» отправок требуется оперативное вмешательство для ускорения их продвижения.

 

На линейном уровне, в том числе на припортовых и пограничных станциях, используется комплекс автоматизированных рабочих мест, позволяющий вести долгосрочное и краткосрочное планирование работ на станции и контролировать оперативную обстановку. Помимо этого предусмотрен электронный обмен данными с автоматизированными системами клиентов и взаимодействие с информационными системами портов. Например, в АСУ припортовой станции из АСУ порта передаются данные о наличии грузов на складах порта. В АСУ порта, в свою очередь, поступает информация о ближайшем подходе грузов к припортовой станции. Использование оперативной и прогнозной информации, предоставляемой работникам станций на автоматизированных рабочих местах, предотвращает ошибки в организации перевозочного процесса и повышает качество управляющих решений.

 

«Железнодорожный транспорт», №11, 2004 г