назад

ОТРАСЛЕВОЙ ФОНД АЛГОРИТМОВ И ПРОГРАММ

Г.Н. СОЛОДКАЯ, руководитель отраслевого фонда алгоритмов и программ МПС

“Автоматика, связь, информатика”, №4, 2000г

Отраслевой фонд алгоритмов и программ МПС (ОФАП МПС) работает с 1975 г. Обязанности головной организации по его формированию были возложены на Проектно-конструкторское технологическое бюро автоматизированных систем управления (ПКТБ АСУЖТ) — ныне Барыбинский филиал Российского научно-исследовательского и проектно-конструкторского института информатизации, автоматизации и связи.

За прошедшие годы формы работы ОФАП существенно изменились, и расширились его функции. Так, Указанием МПС № Г-235у от 28 марта 1994 г. было введено в действие новое Положение об ОФАП МПС, которое позволило усовершенствовать методы внедрения новых информационных технологий в отрасли в условиях перехода предприятий железнодорожного транспорта к рыночной экономике, повысить технический уровень разрабатываемых программных средств для ЭВМ, оградить рынок от некачественной программной продукции, исключить дублирование разработок и эффективно использовать научно-технический потенциал отрасли в области создания автоматизированных систем (АС) и их компонентов.

Указание МПС № А-16бу от 16 февраля 1999 г. уточнило порядок предоставления программного обеспечения и проектной документации в ОФАП. Оно также регламентировало работы по информированию специалистов отрасли о текущем состоянии автоматизированных систем с использованием современных технологий, в том числе ведение страницы ОФАП на WEB-сервере БФ ВНИИАС МПС.

В состав ОФАП предусмотрено включать типовые программные средства (программная часть фонда) и информационные материалы (информационная часть фонда), предназначенные для использования, в первую очередь, на предприятиях и в организациях МПС.

Фондирование — это передача в ОФАП разработчиком и (или) держателем авторских (имущественных) прав на программный продукт эталонного образца с правом (или без права) его тиражирования, что определяется соответствующим договором между сторонами.

Основные цели фондирования — это накопление научно-технического потенциала отрасли; ведение архива разработок; повышение их качества.

С помощью фондирования можно организовать рекламу, тиражирование и сопровождение программных средств согласно условиям договора, заключенного с разработчиком; вести эталонный образец с внесением изменений в программы и документацию и архив, обеспечивающий сохранность и работоспособность магнитных носителей.

Программное обеспечение информационных технологий, включаемое в программную часть фонда, должно соответствовать техническому заданию (ТЗ) на разработку.

Оно должно быть работоспособным, актуальным и типовым для возможности широкого распространения, иметь документацию в соответствии с ТЗ, необходимую для внедрения программного средства на предприятиях отрасли, иметь акт о приемке в постоянную эксплуатацию на головном объекте и решение приемочной комиссии о передаче программного обеспечения в ОФАП, а также лицензионные соглашения на право использования применяемых в разработке инструментальных программных средств.

Фондированию в обязательном порядке подлежат программные средства, разработанные предприятиями отрасли, учебными заведениями в порядке выполнения заданий отраслевых научно-технических программ и планов НИОКР, а также разработки, выполненные по прямым договорам, если в техническом задании или договоре предусмотрено предоставление завершенной работы в ОФАП. В некоторых случаях передача в ОФАП законченных разработок (даже нетиповых) является обязательной на основании решений заказчика системы или указаний МПС.

В программную часть фонда включается типовое и готовое для непосредственного использования на ЭВМ прикладное программное обеспечение отраслевого применения с необходимым комплектом технической документации. Лицензионные программные продукты, на базе которых создается программное обеспечение систем, комплексы задач, автоматизированное рабочее место и другие разработки также включаются в программную часть фонда.

Информационная часть фонда комплектуется копиями технических заданий на разрабатываемые системы, техническими проектами нетиповых систем (задач), представляющих интерес для организаций отрасли, а также методическими, нормативно-техническими и организационно-правовыми документами.

ОФАП МПС участвует совместно с разработчиками в создании единой программно-технологической среды разработки и функционирования автоматизированных систем (только на базе ПЭВМ); собирает предложения и рекомендации от организаций-разработчиков по составу необходимых инструментальных средств и других программных продуктов; проводит анализ и экспертизу планов комплектования единой программно-технологической среды с привлечением ведущих специалистов отрасли; обеспечивает централизованное их приобретение за счет средств МПС и поставляет в организации отрасли (НИИ, ПКТБ, ГВЦ МПС, ИВЦ железных дорог, научно-исследовательские лаборатории учебных заведений и др.).

Вся информация о разработанных в отрасли программных средствах, методических материалах, а также о приобретенных нормативных документах (ГОСТ и пр.) включается в базу данных ОФАП. Она разработана как информационно-справочная система и содержит паспорта всех фондируемых разработок. Паспорт включает следующие сведения: полное и сокращенное наименование системы, наименование организации-заказчика, разработчика и соисполнителей, дату утверждения ТЗ, головные объекты внедрения, уровень и область применения, класс системы, режим функционирования, платформу, языки программирования, состав документации, версию программного обеспечения, держателей подлинников документации и программного обеспечения, фамилии разработчиков и контактные телефоны и краткую аннотацию. В нее входят: описание функций, входная и выходная информация, составы НСИ, компоненты системы, смежные системы по взаимодействию, конечные пользователи. В системе возможен поиск по различным ключам: разработчикам, заказчикам, по сокращенному наименованию системы, языкам программирования и пр.

В базу данных ОФАП включены паспорта всех основных эксплуатируемых систем и автоматизируемых рабочих мест. Для этого выделены основные системы и их компоненты: АСОУП (с паспортами всех входящих в систему задач), ДИСКОР, ИОДВ, ИОММ и др. В настоящее время база данных содержит около 500 паспортов разработанных в отрасли систем, задач, АРМ, методических и нормативных документов по программным средствам. В 1997 г. база данных передана на все ИВЦ железных дорог.

ОФАП имеет филиал в институте "Гипротранссигналсвязь" по теме АС-Ш, в котором фондировано около 40 АРМ, задач и баз данных коллективного пользования. Каталог филиала является частью каталога ОФАП МПС. Паспорта фондируемых АРМ включаются в БД ОФАП. В будущем целесообразно создавать и другие филиалы по направлениям информатизации (специализированные отделения), что позволит глубже проводить экспертизу фондируемых программных средств и улучшить сопровождение.

Уже сейчас технология работы ОФАП тесно связана с фондами предприятий, являющихся разработчиками базовых систем на железнодорожном транспорте. Там, где функционируют такие фонды предприятий и проверяются программное обеспечение и документация, сохраняются эталоны машинных носителей и подлинников документации, ведется сопровождение, работа с ОФАП МПС ограничивается передачей информации о законченных разработках в базу данных ОФАП без передачи машинных носителей с программным обеспечением. Так, фонд алгоритмов и программ ГВЦ является держателем программного обеспечения и документации систем верхнего уровня, а информация об этих системах включается в виде паспортов, заполненных разработчиками, в базу данных ОФАП.

В связи с прошедшими за последние годы изменениями в организации работ (ликвидацией ЦУВТ и передачей функций заказчика другим департаментам и управлениям), ликвидацией ПКТБ АСУЖТ и образованием новых предприятий, коммерциализацией разработок и др. заметно снизилось качество оформления разработок и нарушен порядок их фондирования. В результате многие системы и задачи принимаются заказчиками без ведомственных или других приемок; в неполном объеме и не в соответствии с ТЗ и ГОСТ разрабатывается проектная документация; в календарных планах договоров отсутствует этап фондирования.

В настоящее время для обеспечения разработчиков автоматизированных систем информацией о составе документации и порядке ее оформления при создании информационных систем и их компонентов ОФАП разработаны отраслевые руководящие методические материалы (ОРММ), так как часть стандартов, связанных с документированием автоматизированных систем, морально устарела. Эти работы проводились при участии специалистов ВНИИ стандарта, использовавших опыт разработок на железнодорожном транспорте. ОРММ должны упорядочить процесс документирования автоматизированных систем, помочь выбрать нужное из имеющихся старых стандартов и использовать их с учетом новых международных стандартов ИСО. В настоящее время стандарт выбирает заказчик и разработчик исходя из специфики проекта.

Кроме описанных выше направлений работ, ОФАП проводит отраслевые семинары и консультации по основным проблемам, возникающим при разработке информационных систем, участвует в работах по выбору базовых инструментальных средств, используемых при разработке и пр. Деятельность ОФАП должна помочь в организации работ по созданию информационной системы железнодорожного транспорта и эффективному использованию научно-технического потенциала отрасли.