назад

Каждый час – сдаточный

© газета «Гудок», 12.09.2007  

На ряде дорог проходит эксперимент по использованию новой системы контроля за рабочим парком вагонов

«Гудок» уже сообщал, что инициаторами эксперимента по переходу на новую систему почасового учета рабочего парка вагонов на Северной, Куйбышевской и Октябрьской дорогах выступили специалисты департаментов управления перевозками и информатизации и корпоративных процессов, ГВЦ ОАО «РЖД» и ученые ВНИИАСа, предложившие для снижения непроизводственных издержек использовать новые информационные технологии, способные значительно повысить эффективность перевозок.

О ходе эксперимента корреспондент «Гудка» беседует с Александром Кузнецовым, директором ПКТБ по системам информатизации.

– Почему возникла необходимость поменять систему учета вагонного парка, просуществовавшую более 70 лет?
– ОАО «РЖД» ежесуточно несет значительные потери на междорожных и межгосударственных стыковых пунктах из-за лавинообразного увеличения подвода поездов с 15 до 18 час. В этот период они выстраиваются в очередь в ожидании приема и отправления.
Основная нагрузка при работе с вагонным парком распределяется неравномерно. Это одна из причин, по которой сеть лихорадит. Действующая система учета вагонного парка сводится лишь к регистрации количественных показателей. Диспетчеры думают только о том, как выполнить план передачи вагонов, но сделать это им не всегда удается.
К тому же устаревшая методика не учитывает время нахождения вагонов на дороге. Пришли они на станцию два или 22 часа назад – для отчетности все равно. К остатку вагонов с прошлых суток прибавляется количество прибывших вагонов и вычитается количество убывших. Фактически вагоны считают по «головам» на 18 час.
Из-за этого происходят задержки в обслуживании поездов на стыках, в локомотивных и вагонных депо и на местах погрузки и выгрузки.
В итоге это отрицательно влияет и на технологию управления вагонными парками. Возникают искажения в расчете практически всех показателей эксплуатационной деятельности. Страдают объективность управления поездопотоком и качество работы каждого вагона. Погрешности учета по важнейшим показателям – рабочему парку и обороту грузового вагона – весьма высоки.
Недостаточная достоверность, использование устаревших методик, неполнота учета по ряду показателей не позволяют перейти к качественной оценке эксплуатационной работы и организации эффективного управления и планирования вагонопотоков в масштабе сети.
Вместо арифметического показателя «прибыло – убыло» по предложению ученых введен показатель «время нахождения вагонов на дороге». Это позволит точнее вести сменно-суточное планирование движения поездов, организовать ритмичную передачу вагонов на стыках в течение всего дня, а также изменить систему оценки и анализа эксплуатационных показателей.

– Какова основная задача эксперимента?
– Использование новой технологии позволит рассчитывать парк как среднюю величину за сутки, через фактические вагоно-часы нахождения парка на дороге. Определить время нахождения вагона в рабочем парке в течение суток, а по сути, преодолеть негативные явления, из-за которых ОАО «РЖД» несет излишние эксплуатационные расходы.
В системе информационного сервиса «Эффект» ГВЦ размещаются данные почасового учета, доступ к которым будет обеспечен для руководителей железных дорог и подразделений, задействованных в эксперименте.
На днях в Ярославле ученые совместно с руководством Северной дороги провели совещание, на котором обсудили первоочередные меры по проведению эксперимента, создали рабочую группу. Аналогичные мероприятия будут проведены в ближайшее время на Октябрьской и Куйбышевской дорогах.

– Новая система обкатывается параллельно с действующими методиками учета и оценки вагонного парка?
– Задача не в том, чтобы добиться отмены сдаточного часа в 18.00, а чтобы помочь увидеть резервы в работе, повысить качество работы и управляемость перевозками.
В то же время анализ состояния дел, проведенный специалистами ВНИИАСа, ГВЦ, а также департаментами управления перевозками совместно с департаментом информатизации и корпоративных процессов, показал, что именно в этот период в работе станций начинается аврал. В первые три часа на сети выполняется только 5 – 6% общего объема сдачи и приема поездов, а в последнюю четверть суток – до 40%.

– Что даст внедрение новой системы учета?
– С внедрением почасового учета заработают так называемые «логические цепочки», когда вагон будет участвовать в тех операциях, которые для него запланированы.
Потеряет всякий смысл искусственное сбрасывание рабочего парка в резерв для специальных, технических и остальных нужд на 18.00.
В итоге мы сделаем важный шаг к основной цели отраслевого управления – обеспечению полного и своевременного удовлетворения платежеспособных грузовладельцев при наименьших затратах на перевозку грузов.
По сути, создается инструмент, позволяющий практически мгновенно изыскивать резервы погрузочных ресурсов.
Новая технология учета вагонного парка равномерно распределит работу диспетчеров в течение суток
Дело в том, что система ДИСПАРК отслеживает каждый вагон – место его нахождения, состояние, техническую и коммерческую пригодность под погрузку, а также указывает лицу, принимающему решение, на допущенные нарушения технологического процесса и позволяет работникам станций, отделений и управлений железных дорог оперативно ликвидировать межоперационные простои.
Сегодня работа железных дорог идет под нашим контролем. ДИСПАРК высветит любую неточность, любую фальсификацию в отчетности.
Выполнив расчет отдельно по вагонам инвентарного парка РЖД или любого другого собственника, в ходе эксперимента мы получим соответственно их оборот, в том числе по каждому типу – цистерн, полувагонов, платформ. Это особенно важно при создании грузовых компаний.
Эксперимент должен подтвердить, что создан инструмент, позволяющий изыскивать резервы погрузочных ресурсов, распределять нагрузку при работе с вагонным парком в течение суток равномерно.
Более того, новая система учета и оценки работы вагонных парков позволяет четко определить, сколько вагоно-часов отработала та или иная единица подвижного состава на железной дороге или отделении за каждые сутки.
Почасовой учет – один из важнейших инструментов для улучшения планирования перевозочного процесса.
Каждый час эксплуатации вагонного парка должен быть отчетным, но для облегчения работы мы предложили вести учет вагонного парка через каждые шесть часов.
Это позволит значительно сократить потери на стыковых пунктах из-за неравномерного подвода поездов к отчетному часу, снизить эксплуатационные расходы.
Мы надеемся, что предлагаемая технология позволит снять напряжение на дорогах с последней четверти суток, распределив работу равномерно в течение всего дня.
Сейчас определяются научно обоснованные нормативы ритмичности. По ним мы сможем оценить работу станции, отделения, дороги и в целом сети.
В будущем мы планируем ввести дополнительные поправочные коэффициенты. Станет важно не только то, что на станциях выполнили количественные показатели погрузки, а с каким коэффициентом ритмичности.
Мы должны оценивать не только валовой подход, но и качество работы. Новая система учета поможет решить эту задачу.
В 2008 году после анализа результатов опытных расчетов показателей работы вагонных парков будет принято решение о целесообразности распространения почасового учета с детализацией до отделения и каждой станции.

Беседовал Виталий Тетерятник

Оригинал статьи: http://www.gudok.ru/index.php/51342