назад

Ответственные за информатизацию

© газета «Гудок», 30.05.2007 » 

Новая научно-внедренческая структура ОАО «РЖД» – ПКТБ департамента информатизации и корпоративных процессов управления – филиал компании – была создана в апреле. О задачах проектно-конструкторского технологического бюро рассказывает его директор Александр Кузнецов.

– Что дает использование современных информационных технологий железным дорогам?
– Железнодорожный транспорт имеет давнюю и прочно сложившуюся систему управления и эксплуатации. Но для сохранения финансовой устойчивости отрасли в рыночных условиях необходима ее корректировка.
Одним из важнейших инструментов преобразования системы управления должны стать информационные технологии, разработка и внедрение которых поручено новому ПКТБ ЦКИ. При этом мы будем использовать опыт наших предшественников.
Еще в 1972 году при Главном управлении сигнализации и связи МПС было создано ПКТБ АСУЖТ, которое располагалось в подмосковном поселке Южный. Именно его специалисты заложили фундамент информационных систем, действующих и сегодня, – АСОУП, ДИСПАРК и других.
В последние годы на железнодорожном транспорте активно внедряются самые разные информационные системы. Всего их уже около 4 тыс. Они применяются практически во всех областях деятельности, позволяя оптимизировать информационные, материальные и финансовые потоки, более эффективно использовать все сведения о перевозках, снижать непроизводственные потери.

Поэтому назрела необходимость создания новой проектной структуры корпоративной информатизации, основанной на целевом управлении, процессном и интеграционном подходе при разработках, а также техническом сопровождении всех действующих систем.
Внедрение новых разработок требует современных знаний и подходов, творческой и целенаправленной работы ученых и высококвалифицированных специалистов. Но можно ли это сделать, если базовую подготовку большинство отраслевых ученых, конструкторов и проектировщиков получили более 30 лет назад? У них были принципиально другие возможности. За это время изменились базис и архитектура программно-технических комплексов и систем связи, создан большой рынок персональных компьютеров, появились новые методы проектирования.
Вот почему среди важных задач нашего ПКТБ ЦКИ значатся проведение ротации кадров, привлечение нового поколения разработчиков систем управления.

– Какие проекты будут осуществляться вами в первую очередь?
– Совместно с ГВЦ ОАО «РЖД» мы будем и дальше сопровождать и развивать основные динамические модели дорожно-сетевой базы данных, которая является интегрирующей информационной средой для всех систем управления перевозочным процессом. Она позволяет обслуживать более 65 тыс. абонентов в реальном масштабе времени, обрабатывать более 2,5 млн входных сообщений и выдавать клиентам более 5 млн различных документов в сутки.
Мы понимаем необходимость сохранения единого информационного пространства на всех этапах реформирования компании. Уже создана дорожно-сетевая база данных эксплуатационной работы, позволяющая компании эффективно выстраивать единый технологический процесс. В перспективе в нем будут задействованы все заинтересованные участники перевозочного процесса, в том числе компании по ремонту подвижного состава, компании-перевозчики и грузовые компании.
Эта база данных должна стать основой для привлечения к разработке прикладных программ сторонних специалистов.
Сохранение в ОАО «РЖД» независимости от внешних разработчиков программного обеспечения – гарантия безопасности и управляемости компании.
Для этого необходима структура, укомплектованная ведущими технологами, системными архитекторами и аналитиками по вопросам организации бизнес-процессов и взаимодействия автоматизированных систем, которые будут не только готовить программные продукты, но и определять стандарты для их производства для всех сторонних исполнителей.
Таким образом, новое ПКТБ ЦКИ станет не только генеральным проектировщиком базы АСУ РЖД, но и генеральным разработчиком ее ключевых компонентов, накапливающим ноу-хау даже в случае их разработки внешними субподрядчиками.
С другой стороны, за последнее десятилетие произошли серьезные изменения элементной базы средств связи, появились современные программно-технические комплексы, операционные системы и качественно новые методы проектирования. Нам важно не отстать от технического прогресса.

– И как поспеть железнодорожникам за темпами развития информационных технологий?
– Перед ПКТБ ЦКИ поставлена задача создания мощного проектного офиса по взаимодействию с внешними разработчиками в области информационных технологий. Нам предстоит наладить управление всеми проектами, которые будут разрабатывать сторонние организации.
Наше конструкторское бюро должно обеспечить единообразие, консолидацию всех проектов с едиными показателями, едиными подходами и едиными методиками. Мы должны не только оценивать проекты и принимать готовый продукт, но и отвечать за конечный результат работы.
Также мы будем сопровождать и модернизировать АСУ эксплуатационной работой, в том числе работать над единой дорожно-сетевой базой данных, участвовать в создании и согласовании концептуальных документов, осуществлять автоматизированное ведение фонда алгоритмов и программ. ПКТБ ЦКИ будет формировать исходные предложения по выбору субподрядных организаций-разработчиков, внедрению и сопровождению АСУ эксплуатационной работой, ее подсистем и отдельных задач.
Выполняя функции генерального подрядчика, мы будем выдавать задания, требования или технические условия субподрядчикам на разработки, а также контролировать ход их реализации.
Нам предстоит минимизировать совокупную стоимость владения АСУ эксплуатационной работой за счет применения комплексного архитектурного подхода, стандартов и типовых решений. Полагаю, что за счет сохранения интеллектуальной собственности на АСУ в области эксплуатационной работы компании должны быть снижены и риски ОАО «РЖД».
Мы уже приступили к работе над комплексным проектом автоматизации локомотивного хозяйства. В частности, оцениваем предложения по объединению систем АСУТ и ДИСТПС.
Отсутствие единого руководства этими проектами привело к тому, что один из них выполняется по заявке департамента локомотивного хозяйства, а второй – по заданию департамента управления перевозками. Поэтому они слабо координированы между собой.
По нашим расчетам, проект управления локомотивным хозяйством должен быть один. От этого выиграет компания в целом.
Разрабатываем также проекты автоматизации и информатизации работы на подъездных путях. Достоверность данных при передаче вагонов на станциях и перегонах достигает 99,9%, но после сдачи составов на подъездной путь мы, даже зная, где вагон находится, не знаем, как он используется. Единый проект управления даст нам полную информацию о подвижном составе.
В ней железные дороги нуждаются уже сегодня, но особенно она будет востребована при создании грузовых компаний.
Важной нашей задачей станет реализация отраслевого проекта КНП-1 «Оперативное управление перевозками на основе экономических критериев».

Оригинал статьи: http://www.gudok.ru/index.php/48033